Митарства Блаженної Феодори Царьгородської

III
Митарства
Блаженної
Феодори
Нижче викладено перелік митарств душі з книги
“Мытарства Блаженной Феодоры”, виданої Києво-
Печерською Успенською Лаврою в м. Києві 2007 р.
Витримки подано мовою оригіналу.
“Когда настал для меня час разлучения с телом, то уви-
дела я множество бесов в виде черных эфиопов около
моей постели. Они скрежетали зубами, как будто хотели
пожрать меня. Развертывали свитки, в которых были за-
писаны все мои грехи. Бедная душа моя была в страхе
и трепете. Вид бесов был для меня лютее самой смерти.
Я отворачивалась туда и сюда, но не могла не видеть их
и не слышать голосов их. Изнемогши до конца, я уви-
дела, наконец, двух светлых Ангелов Божиих, которые
подошли ко мне в виде красивых юношей. Одежды их
сияли светом, и препоясаны они были на груди золоты-
ми поясами. Приблизившись к моей постели, они стали,
с правой стороны, тихо беседуя между собой, а я обра-
довалась и весело смотрела на них. При виде их бесы
содрогнулись и отступили. Тогда один из Ангелов строго
сказал им: “О бесстыдные, проклятые и злобные враги
рода человеческого! Зачем всегда спешите вы приходить
к умирающим и своим криком смущаете душу, разлучаю-
щуюся с телом? Не радуйтесь, тут вы ничего для себя не
найдете: Бог помиловал эту душу, и вам нет ничего об-
щего с нею!” Бесы неистово закричали и начали показы-
вать записи о злых делах, от юности мной сделанных, го-
воря: “Мы не имеем дела до нее? А это чьи грехи? Не она
ли творила их?” — крича таким образом, они выжидали
смерти моей. И вот из уст моих излетел последний вздох,
светлые Ангелы взяли мою душу на руки свои. Я огля-
-127-нулась назад и увидела, что тело мое лежит без чувства
и движения. Подобно тому, как если бы кто, сбросивши
с себя одежду, смотрел на нее, так и я смотрела на тело
свое и очень удивлялась этому. Между тем как Ангелы
держали меня, бесы окружили нас и кричали: “Эта душа
имеет много грехов, пусть отвечает за них!” Св. Ангелы
собирали все, что я сделала когда-либо доброго, малей-
шие добрые дела, одно за другим, св. Ангелы собирали
и готовили, чтобы положить против злых моих дел. Бесы,
смотря на это, скрежетали на меня зубами своими, хоте-
ли тотчас вырвать меня из рук ангельских и низвести на
дно ада. В это самое время внезапно явился преподоб-
ный отец Василий (у которого по смерти мужа жила в ус-
лужении преп. Феодора, посвятившая себя на служение
ближним и молитву и пред кончиной своей принявшая
иночество) и сказал св. Ангелам: “Святые Ангелы! Эта
душа много послужила к упокоению старости моей, а по-
тому я молился о ней Богу, и Бог даровал ее мне”.
Сказавши это, он вынул из-за пазухи как бы некий ме-
шочек с золотом и отдал его Ангелам со словами: “Вот
сокровище моих молитв пред Господом об этой душе.
Когда будете проходить воздушные мытарства и лука-
вые духи начнут истязать ее, то вы искупляйте ее этим
от долгов ее”. После сего он стал невидим, а св. Ангелы
взяли меня, и мы по воздуху пошли на восток.
Когда мы шли от земли к высоте небесной, то вначале
встретили нас воздушные духи 1-го мытарства, на ко-
тором истязуются грехи празднословия, т.е. бесед без-
рассудных, скверных. Мы остановились, и пред нами
вынесены были многие свитки, где записаны были все
слова, произнесенные мной от юности моей непотребно и
безрассудно, а особенно если они выражали что-нибудь
срамное или кощунственное, как то нередко бывает на
языке людей молодых. Я видела записанными там все
свои праздные слова, бесстыдные песни, бесчинные кри-
ки, смех и хохот. Всем этим малые духи обличали меня,
указывая на время и место, когда, где, с кем занималась я
-128-суетной беседой и прогневала Бога своими непристойны-
ми словами, не считая это грехом, а потому не исповедо-
валась духовному отцу и не раскаивалась. Я молчала, как
безгласная, не будучи в состоянии отвечать, потому что
духи лукавые обличали меня правильно. Когда я молча-
ла, стыдилась и от страха трепетала, св. Ангелы положи-
ли нечто из моих добрых дел, а недостающее восполнили
из сокровища, данного отцом Василием, и этим выкупи-
ли меня. (“Когда же Ангелы представят добрые дела к
оправданию души, — говорит св. Иоанн Дамаскин в Слове
об усопших в вере, — и злые духи припомнят столько же
грехов к ее осуждению и будет равновесие, тогда побеж-
дает человеколюбие Божие. Тем же милосердием Божиим
восполняется иногда недостаток добрых дел против пре-
обладающего количества злых”).
Оттуда пошли мы выше и приблизились ко 2-му мытар-
ству — лжи, на котором истязуется всякое слово ложное,
т.е. клятвопреступление, напрасное призывание имени
Божия, лжесвидетельство, неисполнение данных Богу
обетов, неискреннее и неистинное исповедание грехов
и тому подобное. Духи этого мытарства злы и свирепы;
они остановили нас и начали меня подробно испытывать.
Но я обличена была ими только в том, что иногда лгала
в неважных вещах и не считала того за грех. А клятво-
преступлений, лжесвидетельства и других важных без-
законий не нашли во мне.
Достигли мы 3-го мытарства, истязующего осуждение
и клевету. Тут остановили нас, и я уразумела, как тяжек
грех осуждения ближнего и как велико зло клеветать на
кого-либо, бесславить, хулить, браниться и смеяться над
чужими недостатками. Таких грешников лютые демо-
ны истязают как противников Христа, предвосхитивших
себе право суда над другими. Но во мне, по благодати
Христа, немного нашли этих грехов, я во все дни жизни
моей старалась удерживаться от них.
Дошли мы до 4-го мытарства — чревоугодия, и тотчас
выбежали навстречу нам злые духи. Лица их были по-
-129-хожи на лица сластолюбивых обжор и мерзких пьяниц.
Обойдя нас, как псы, они тотчас же показали нам счет
всех случаев моего объедения, когда я ела тайно, или
сверх нужды, или с утра не помолившись, или хотя бы
не оградив себя крестным знамением, когда ела во св.
посты до совершения богослужения. Представили и все
случаи моего пьянства, даже показывали те самые чаши,
рюмки и прочие сосуды, из коих я упивалась в такое-
то время, на таком-то пиру, с такими-то собеседниками.
И всякое мое чревоугодие до подробности поставили на
вид и радовались, как бы уже получив меня в свои руки.
Я трепетала, видя мое обличение, и не знала, что отве-
чать вопреки. Но св. Ангелы, вынув довольно из даров
преп. Василия, положили то против моих грехов и вы-
купили меня. Увидев выкуп, злые духи вскричали: “Горе
нам! Пропали наши труды!” — и бросили на воздух свои
записи о моем чревоугодии.
Я осмелилась сказать моим путеводителям: “Мне кажется,
св. Ангелы, что никто из живущих на земле не знает того,
что здесь происходит и что ожидает душу по смерти”. Но
Ангелы отвечали мне: “А разве не свидетельствует обо
всем этом людям Божественное Писание? Только люди,
пристрастившиеся к земной суете, небрегут о нем, забыв-
ши страх Божий. Впрочем, кто из них милостив к нищим
и убогим помогает, тот легко получает от Бога прощение
грехов своих и ради милосердия своего проходит все мы-
тарства без остановки. А кто не старается милостынями
очищать грехи свои, тому невозможно избегнуть темных
мытарей, которые низводят души согрешивших во ад и
держат в узах до страшного Суда Христова”.
В такой беседе мы дошли до 5-го мытарства — лено-
сти, где истязуются грешники за все дни и часы, прове-
денные в праздности. Тут же задерживаются тунеядцы,
жившие чужими трудами, а сами не трудившиеся, и на-
емники, берущие плату, но не исполнявшие обязанно-
стей, принятых на себя. Здесь же истязуются и те, кото-
рые нерадят о прославлении Бога, ленятся в воскресные
-130-и праздничные дни ходить в храм к утрене, литургии и
другим службам. Там же испытывается вообще небреже-
ние как мирских, так и духовных людей и нераденье о
своей душе, и многие оттуда низводятся в пропасть. И я
была там много испытываема, и нельзя бы мне было ос-
вободиться от долгов, если бы св. Ангелы не восполнили
моих недостатков дарами преп. Василия.
На 6-м мытарстве — воровства, хотя и были останов-
лены мы на некоторое время, но, дав немного выкупа,
пошли далее, потому что не обрелось на мне воровства,
кроме весьма маловажных случаев в моем детстве.
7-е мытарство — сребролюбия и скупости, прошли мы
без задержки, потому что я, по милости Божией, никогда
в жизни моей не заботилась о многом приобретении и не
была сребролюбива, Довольствовалась тем, что Бог да-
вал, и не была скупой, но что имела, усердно раздавала
бедным.
Поднявшись еще выше, мы встретили 8-е мытарство —
лихоимства, где истязуют дающих деньги за противоза-
конные проценты и всех наживающихся за счет своих
ближних, взяточников и присвоителей чужого. Истязате-
ли, не найдя во мне лихоимства, скрежетали зубами от
досады, а мы, благодаря Бога, пошли выше.
9-е мытарство — неправды, где истязуются непра-
ведные судьи, из корысти оправдывающие виновных и
осуждающие невинных, также люди, не дающие наемни-
кам условленной платы или в торговле употребляющие
неправильно власть или меру, и вообще все делающие
какую-либо несправедливость, мы, по милости Божией,
прошли благополучно.
10-е мытарство — зависти, мы прошли ничего не за-
плативши, потому что я никогда не завидовала. Тут
же истязуют за нелюбовь, братоненавидение, недру-
желюбие и ненависть, но, по милосердию Христа Бога,
я оказалась невинной в этих грехах, и хотя видела ярость
скрежетавших против меня бесов, но уже не боялась
их — и мы, радуясь, пошли выше.
-131-11-е мытарство — гордости, где надменные духи истя-
зуют за тщеславие, самонадеянность, презрение к дру-
гим и величание, за невоздаяние должной чести родите-
лям, правительству и начальству, поставленным от Бога,
и за неповиновение им, мы также прошли свободно.
На 12-м мытарстве — гнева и ярости, воздушные ис-
тязатели хотя и очень свирепы, но мало что от нас полу-
чили, и мы пошли далее, радуясь о Господе.
На 13-м мытарстве — злопомнения, где без милости
испытуются те, которые в сердцах своих питают злобу
на ближнего и воздают злом за зло, милосердие Господ-
не спасло меня, потому что во мне не было злопомне-
ния, здесь мы ничего не заплатили и, радуясь о Господе,
пошли далее.
Тогда я осмелилась спросить ведших меня Ангелов:
“Скажите мне: откуда эти страшные властители воздуш-
ные знают так подробно все злые дела людей, не только
явные, но и тайные?” “Всякий христианин, — отвечали
Ангелы, — после св. крещения получает от Бога Анге-
ла-Хранителя, который наставляет его на всякое доброе
дело и записывает все добрые дела его, за которые че-
ловек может получить от Бога милость и воздаяние. И
князь тьмы также назначает одного из лукавых духов,
чтобы он, ходя вслед за человеком, поощрял его сво-
ими кознями к злым делам и записывал все худое, что
человек сделает. Такой лукавый дух разносит по мытар-
ствам все грехи человека, и оттого они известны демо-
нам. Когда же душа разлучится от тела и хочет идти к
Создателю своему на небо, то лукавые духи возбраняют
ей на этом пути, показывая ей (как и тебе) содеянные
ею грехи. Если душа имеет более добрых дел, чем гре-
хов, то они не могут удержать ее, а если грехов найдется
больше, то они удерживают душу на некоторое время,
затворяют ее в темнице, дабы не видела Бога, и мучат,
сколько сила Божия дозволит им, пока та душа посред-
ством молитв Церкви и милостыни ближних не получит
прощения. Если же такая душа окажется такой грешной
-132-и нечистой пред Богом, что не будет для нее никакой
надежды спасения, то злые духи тотчас низводят ее в
бездну ада. Там погибшие души содержатся до второго
пришествия Господня и потом, после соединения со сво-
ими телами, будут мучаться вместе с диаволами в геенне
огненной. Путем мытарств восходят и испытываются на
них только просвещенные св. верой и крещением, не-
верующие же сюда совсем не приходят, потому что, еще
до разлучения от тела, душами своими принадлежат аду,
и когда умирают, то бесы без всякого испытания берут
их души как принадлежащую им добычу и низводят в
адскую пропасть”.
Беседуя так, мы достигли 14-го мытарства — убийства,
на котором истязуют не только за разбой, но и за всякую
рану, за всякий удар нанесенный, за пхание с гневом и
толчки. Мало нечто дав тут, мы пошли далее.
Прошли мимо 15-го мытарства — чародейства, обая-
ния, отравления, призывания бесов. По милости Божией,
бесы ничего не нашли во мне здесь, и мы пошли далее,
провожаемые злобным криком демонов: “Вот придешь
на мытарство блуда, увидим, как освободишься оттуда!”
Когда мы поднимались выше, я осмелилась еще спросить
Ангелов: “Все ли христиане проходят через эти мытар-
ства и нет ли возможности пройти их без испытаний?”
Ангелы отвечали: “Нет иного пути для душ, восходящих
на небо, все идут этой дорогой, но не все бывают так
истязаемы, как ты и подобные тебе грешники, которые
творят неполное исповедание своих грехов, из ложного
стыда утаивая перед духовником срамные дела свои. Кто
же чистосердечно рассказывает на исповеди все свои
злые дела и жалеет о содеянном, того грехи невидимо
заграждаются Божиим милосердием. И тогда всякая по-
каявшаяся душа приходит сюда, воздушные истязатели,
раскрыв свои книги, не находят в них ничего записанно-
го, и такая душа, радуясь, восходит к престолу Божию.
Тебе много помогло то, что ты давно уже перестала гре-
шить смертно и последние годы жизни своей проводила
-133-добродетельно, и особенно помогли тебе молитвы преп.
Василия, коему ты много послужила”.
Князь 16-го страшного мытарства — блуда, где ис-
тязуются блудные мечты, мысленное услаждение в том,
блудные воззрения, порочные осязания и страстные при-
косновения, был облечен в нечистую и смрадную одеж-
ду, и множество бесов стояло около него. Увидев меня,
они удивились, что я прошла уже столько мытарств и,
вынеся записки о всех моих блудных делах, обличили
меня, указывая на лица и на места, на время, с кем, ког-
да и где я грешила в юности моей. Я молчала и трепета-
ла от стыда и страха, но св. Ангелы сказали бесам: «Она
давно уже оставила блудные дела и последнее время
проживала в чистоте, воздержании и посте». А бесы от-
вечали: “И мы знаем это, но она неискренне исповедо-
валась в своих блудных грехах перед духовником и не
получила от него надлежащей заповеди об удовлетворе-
нии за грехи, потому она наша! Или оставьте ее нам, или
выкупайте добрыми делами”. Ангелы положили много из
моих добрых дел, а еще больше от даров преп. Василия,
и я едва избавилась от лютой беды.
В 17-м мытарстве — прелюбодеяния, где истязуются
грехи людей, живущих в супружестве, но не сохраня-
ющих супружеской верности, оскверняющих свое ложе
блудом, также блудные похищения и насилия, строго ис-
тязуются блудные грехопадения лиц, посвятивших себя
Богу, но не соблюдших чистоты. И я много должна была
на этом мытарстве; лукавые духи уже обличили меня и
хотели вырвать из рук Ангелов, и Ангелы, долго спорив
с ними, едва искупили меня — не столько моими добры-
ми делами, которые Положили здесь все до последнего,
сколько сокровищем отца моего Василия, которого так-
же очень много положили на весы против моих беззако-
ний и, взяв меня, Пошли далее.
Князь 18-го мытарства — содомских грехов, на кото-
ром истязуются все противоестественные грехи, кровос-
мешение и другие скверные дела, совершаемые тайно, о
-134-коих даже и вспомнить человеку стыдно и страшно, был
мерзостнее всех бесов, опачкан гноем и смрадом, таковы
же и все его слуги, смрад от них был нестерпимый, зло-
образие невообразимо, ярость и лютость невыразима.
Окружив нас, но, по милости Божией, ничего не найдя во
мне, они отбежали от нас со стыдом, а мы пошли дальше.
И сказали мне св. Ангелы: “Ты видела, Феодора, страш-
ные и мерзкие мытарства блудные? Знай же, что мало
какая душа проходит их без остановки и выкупа, потому
что весь мир лежит во зле соблазнов и скверны, и все
люди сластолюбивы. Мало кто бережет себя от нечистот
блудных и умерщвляет в себе похоть плотскую. Поэто-
му весьма многие, достигнув блудных мытарств, здесь
погибают. Начальники блудных мытарств хвалятся, что
они более всех других истязателей наполняют душами
людей огненную пропасть ада. А ты благодари Бога, что
прошла блудные истязания, по молитвам преп. отца тво-
его Василия, и более уже не увидишь страха!”
После сего подошли мы к 19-му мытарству — ересей,
где истязуются неправые мудрования о вере, отступни-
чество от православного исповедания веры, неверие,
сомнение о вере, порицание святыни.
Я прошла это мытарство без испытания, и вот уже мы
были недалеко от врат небесных.
Но нас встретили злобные духи последнего, 20-го мы-
тарства — немилосердия и жестокосердия. Жестоки тут
истязатели, и князь их лют, с виду сухой и унылый. Если
бы кто совершал и самые великие подвиги, изнурял себя
постами, непрестанно молился и сохранял чистоту теле-
сную, но был немилостив, таковой из этого последне-
го мытарства низвергается в бездну ада и не получает
милости вовеки. Но мы, благодатью Христовой, прошли
безбедно через это место, при помощи молитв преп. Ва-
силия.
Избавившись от страшных мытарств, мы с радостью при-
близились к вратам небесным. Они дивно сияли. В них
стояли светлые, как солнце, юноши, которые, увидев
-135-меня с Ангелами, радовались, что я милосердием Божи-
им избавилась от воздушных мытарств, и, приветливо
встретив нас, ввели меня внутрь. Но что я там видела и
что слышала, чадо Григорий, того нельзя и высказать. Я
видела то, чего никогда не видело око человеческое, и
слышала, чего никогда не слыхало ухо и чего никому из
живущих на земле не представляло желание или вооб-
ражение.
И приведена я была (в 3-й лень по выходе моем из тела)
к престолу Божию славы неприступной, окруженному
Херувимами, Серафимами и множеством воинств небес-
ных, непрестанно славящих Бога неизреченными песня-
ми. Падши, я поклонилась невидимому и непостижимому
Богу, и небесные силы воспели сладкую песнь, прослав-
ляя Божие милосердие, не побеждаемое грехами чело-
веческими. И пришел глас от великой славы, повелевав-
ший приведшим меня Ангелам показать мне все обители
святых и потом все муки грешников, после чего водвори-
ли бы меня в обители преп. Василия. Итак, в течение ше-
сти дней (по откровению Ангела св. Макарию Алексан-
дрийскому) водили меня всюду, и я видела прекрасные
обители апостольские, пророческие, мученические, свя-
тительские и проч. Все они были красоты неизреченной
и пространны, и везде я слышала глас духовной радости
и веселья, везде видела торжество святых.
По обхождении светлых обителей (и после вторичного
поклонения Богу, в девятый день по моей кончине —
по откровению Ангела св. Макарню Александрийскому)
низведена я была в преисподнюю и видела там страш-
ные и нестерпимые муки грешников. Я слышала там воп-
ли, плач и рыдание мучившихся. Иные из них страшно
кричали и проклинали день своего рождения, но никто
не оказывал им милосердия. По этим разным местам му-
чений и отделениям ада душа человеческая (по откро-
вению Ангела св. Макарию Александрийскому) носится
тридцать дней, трепеща и содрогаясь, чтобы и ей самой
не быть заключенной в них. В 11-й день хождения по
-136-аду, или в 20-й день по кончине человека, — полови-
на времени хождения души. Св. Церковь молится в этот
день об усопшем и тем облегчает скорбь его души. Из
мрачных темниц ада Ангелы провели меня и, наконец,
водворили в обитель отца моего, преп. Василия сказав
мне: “Сегодня преп. Василий творит о тебе память”. И
поняла я тогда: был сороковой день по разлучении моем
от тела, и в этот день пришла я на место упокоения».
Вот почему св. Церковь со времен апостольских творит
поминовение усопших в 3-й, 9-й, 20-й и 40-й дни по их
кончине и совершает ежедневно в течение сорока дней
Божественную литургию об их душах. Особое молитвен-
ное поминовение совершается еще издревле и в годовой
день по кончине умершего. День смерти христианина
есть день рождения его для вечной жизни. Вот почему
мы празднуем память наших братии по истечении года
со дня их кончины. Празднуя их второе рождение для
неба, мы умоляем благоутробие Божие, да милостив бу-
дет Господь к душам их и да сотворит их жителями рая.
Что же касается вообще пользы нашей молитвы для душ
умерших, об этом св. Кирилл Иерусалимский в 5-м тайно-
водственном поучении говорит: “Если какой царь послал
досадивших ему в ссылку, а их ближние потом, сплетши
златой венец, принесли бы тому царю за терпящих на-
казание, то не сделал ли бы он им облечение наказания?
Таким образом и мы за усопших, если они и грешники,
принося Богу молитвы, не венец сплетаем но Христа, за-
кланного за наши согрешения, приносим, умилостивляя
за них и за нас Человеколюбца Бога”.